sdfdsfdsf

Учителя, дети и родители. Или «Кто виноват?»

Я решила написать эту статью , вспомнив свои проблемы и сложности с педагогами своего старшего сына. Тогда я была совсем молоденькой, много не понимала, чувствовала свою некомпетентность в вопросах воспитания детей. Со вторым ребенком ситуация стала лучше, хотя , непонимание, все равно случается . 

Наверное, как многие мамы, я озабочена вопросом, как выстроить отношения с педагогом ребенка таким образом, чтобы это не вредило ребенку, а помогало в возникших трудностях. Неумение и нежелание родителей и педагогов прийти к общему решению может заставить ребенка страдать. Тогда как родитель и учитель становятся противниками друг другу. Обида и взаимная неприязнь взрослых в конечном итоге сказывается на отношении ребенка к школе.

Думаю, что сложность взаимопонимания часто возникает по причине отсутствия между ними эффективной коммуникации. Хотя, это далеко не единственная причина. Не последнюю роль играет и удовлетворенность педагога своей профессией, достойная оплата. Тогда как родитель часто оказывается в позиции обвиняемого , который просто  безропотно выслушивает  претензии учителей. В конфликте родителя и учителя  у каждого «своя правда» и  аргументы, каждый гордится своим вкладом, считает , что другая сторона должна изменить свое отношение к ребенку.

Я настаиваю на тактике поиска союзника, а не создания противника. Хотя на практике это становится делом не легким. Стоя на позиции родителя попробую указать на типичные ситуации, которые провоцировали конфликт для меня :

- «грехи» ребенка обсуждаются во время общего родительского собрания. Эта ситуация всегда заставляла меня занять оборону;

- учитель говорит о ситуации вообще ( «невнимателен», «не думает»), а не разбирает конкретную ситуацию;

- учитель обвиняет.

Хочу отдать должное, что сейчас ситуации в некоторых случаях улучшилась. Все реже учитель говорит на общем собрании о конкретном ребенке. Тогда как остальные пункты пока имеют место быть. Да и родители в долгу не остаются, обвиняя педагога во всех смертных грехах, начиная с отсутствия профессионализма. Что же делать? Научиться слышать и слушать ( дослушивать собеседника), а не создавать препятствия, либо учиться преодолевать созданные. Конечно, общая культура коммуникации в нашей стране пока демонстрирует нам мало примеров для подражания.

Эффективное взаимодействие - это не «испепелить взглядом», а умелое отстаивание своих позиций, оставаясь в атмосфере корректности и доброжелательности. Быть на стороне ребенка – значить уметь или учиться строить отношения. На сегодняшний день написано и издано достаточное количество литературы на тему цивилизованной коммуникации. И тут «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Ищите подходящую и понятную Вам литературу по навыкам коммуникации, обращайтесь к специалистам. Вы в ответе за ребенка, неважно, на месте педагога или родителя вы находитесь.

Очень важен тот настрой, с которым идет на встречу как педагог , так и родитель. Если идти, прогнозируя  неприятную встречу – ваш прогноз обязательно подтвердится. Попробуйте проиграть в голове удачный сценарий. Разницу вы почувствуете сразу.

Важно определить для себя, какова цель Вашего разговора. Если цель «поставить на место», то и надеяться на позитивный исход не стоит. 

Не старайтесь накрутить себя перед встречей. В итоге это чревато излишним драматизмом и повышением  эмоционального  градуса в  отношениях. Во время встречи уместно говорить о своем волнении, если оно присутствует.

Перед встречей желательно  сформулировать свою мысль корректно и понятно для другого участника. Составьте для себя перечень задач, которые вы планируете решать в разговоре. Продумайте формулировки. Определите желаемый результат ( то, к чему вы хотите прийти в разговоре). Не настаивайте на том, что ваши слова истина в последней инстанции. Собеседник должен иметь  возможность  не сразу принимать или соглашаться с Вашими аргументами.  Желаю Вам продуктивного сотрудничества .

 

 

Светлана Бруд.

Октябрь 2013 г.

Екатеринбург.