sdfdsfdsf

Творчество в повседневной жизни ребенка. Условия для его проявления.

                                         Глубинный смысл творчества состоит в том, чтобы поднять настроение самому себе.

                                                                                                                                                             Ольга Муравьева

 

( отрывок из «Анализа собственной практики для заочной супервизии)

 

Творчество проявляется вокруг нас постоянно : в быту,  в играх детей, в оборудовании интерьера квартиры, в выращивании цветов, в хобби – коллекционировании, туризме, вязании, вышивке, в составлении букетов. Увлечения всегда имеют шкалу творчества: его может быть совсем немного, но творческий элемент хобби может возвысить его до подлинного созидания, до искусства.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка, взрослого человека, акт не всегда вполне осознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемом всех нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что способен, - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Не это ли состояние называется вдохновением?

Самораскрытие личности – это акт, всегда покрытый дымкой тайны. Возможно, потому, что в нем определенную роль играют факторы, плохо поддающиеся контролю сознания: эмоции, настроения, интуиция. А каковы же условия, помогающие творчеству проявляться в жизни …

Прежде всего, важна  свободная атмосфера: без авторитарности; наличие  возможности выбора вида деятельности для  детей. Свободная атмосфера дает возможность «…исследовать новые пути разрешения проблем, расширить палитру  собственных выборов в трудных и критических ситуациях, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно принятых решений».[Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004,стр.27].

Для детей важны доверие и уважение со стороны взрослого, будь это педагог или  родитель. Постоянное предоставление им самостоятельности и познавательной деятельности; помощь , по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.

Внимание к индивидуальности и интересам каждого ребенка, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и прочее), к его способностям. (Базовый принцип гештальт-подхода о неповторимости и уникальности каждого).

Иногда говорят, что качества личности, склонной к творчеству, принадлежат к интеллектуальной сфере. Но на самом деле для творческого развития необходимо гармоничное сочетание интеллекта и эмоций: разум, окрыленный добрыми чувствами. Нравственное чувство облагораживает ребенка и осмысливает его творчество. Дети, достигающие высокого уровня творческого развития, обычно отличаются повышенной ранимостью, обостренным чувством справедливости; нередко среди них встречаются люди застенчивые, даже замкнутые, как бы скрывающие в себе нечто ценное, дорогое. Впрочем, открытость,  дружелюбие, доброжелательность,  также свойственны творческой личности.

Наблюдениями установлено, что свойства психики человека, основы его интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрастах, хотя результаты развития обычно обнаруживаются в старших классах. Попытки искусственного ускорения результатов творческого развития детей (обычно - от нетерпения педагогов и родителей) ведут к опасности неудачи, срыва, которые разрушительно действуют на психику.

 

Светлана Бруд.

Екатеринбург 2012 год.